ЮвеНовости:
Выбор освещения
05.10.2009 13:36 | Автор: Administrator

Свет и объём. Приёмы освещения для подчёркивания объёма

Основные приёмы освещения для подчёркивания объёма ювелирных изделий в витринах. Внимание человека привлекает то, что лучше освещено. Если общее освещение магазина такое же по тепловой температуре и яркости, как и витрина, то глазу клиента не за что будет зацепиться. Важно все: от основного освещения, освещения витрин до подсветки самих украшений. Уже давно известно, что без должного освещения товар на витрине будет выглядеть невыигрышно и, соответственно, будет плохо продаваться.

Приёмы освещения для подчёркивания объёма крупного ювелирного изделия приходят в ювелирный свет из традиционных принципов освещения минимум с трех точек, и, как правило, такой способ организации освещения гарантирует получение качественных результатов.

 

Светильник LBE-151-CW

Наиболее известная схема освещения называется "освещением с трех точек". На самом деле, источника света даже может быть четыре и более. Дело в том, что источник фонового света при такой схеме освещения не направлен на ювелирное изделие, поэтому его и не учитывают в названии.

 

Основные характеристика света

 

 

Цветовая температура.

Цветность лампы напрямую зависит от цветовой температуры - чем выше цветовая температура, тем более холодный оттенок у света лампы. Объекты теплых цветов нужно освещать теплыми лампами, холодных цветов - холодными. При освещении автосалонов можно при помощи цветовой температуры выгодно подчеркнуть природный цвет и обработку камня.

Цветопередача и инедекс цветопередачи

Для освещения салонов цветовые характеристики моделисветильника играют важную роль в принятии решения о покупке, поэтому предпочтительнее использовать источники с высоким индексом цветопередачи. Индекс цветопередачи (Ra) - отношение цветов предметов при освещении их данным источником света к цветам этих же предметов, освещаемых источником света, принятым за эталон (солнце).

 

 

Основной свет

Основной, или направленный свет служит для освещения объекта съемки и позволяет максимально раскрыть его внешний облик. Его когерентность должна быть промежуточной между жестким и мягким светом.

На рисунке светильник LBE-151-CW для оснвного ("заполняющего") света.

При расположении осветительных приборов по схеме освещения с трех точек угол, под которым должен падать основной свет на объект съемки от источника, расположенного слева или справа от покупателя, должен составлять хотя бы 30°-45°.

Установка осветительного прибора, используемого в качестве основного света под углом 45° относительно ювелирного изделия (как показано на рисунке), позволяет наилучшим образом выявить фактуру поверхности и придать объекту съемки объемность.

С какой стороны от ювелирного изделия должен быть расположен источник основного света? Это будет зависеть от следующих факторов:

 

  • с какой стороны изделие выглядит лучше: нужно подчеркнуть выигрышные моменты и сгладить возможные имеющиеся дефекты;
  • дополнительных источников освещения (окно, верхний свет в зале и др.): если они есть, то основной свет должен падать в том же направлении, что и свет от дополнительных источников,
  • согласованности освещения:  близко расположенные изделия должны быть освещены с одной стороны, иначе они могут будут выглядеть несколько странно в общей картине полки
  • реальной ситуации: если с одной стороны в витрине, расположена боковая стенка, и выдержать угол в 45° невозможно, то разумнее поместить источник основного света с другой стороны витринной полки.

 

При правильном расположении источника основного света на гранях камней появляются, так называемые "искорки", которые оживляют их восприятие. Обратите внимание на отблески в огранках камней и игру света на звеньях при алмазной обработке цепей. А вот осветительные приборы, установленные везде, где только можно, приведут к появлению в глазах покупателя такого количества отблесков, что рассматривание витрины может стать некомфортным. Избегайте прямого попадания света от источников освещения в витрине в глаза покупателя от стёкол витрины. Для этого проведите различные повороты головы с позиции покупателя и последите за комфортностью.

Горизонтальный угол, под которым на объект должен падать основной свет от источника, расположенного слева или справа от покупателя, равен 45°. А под каким вертикальным углом необходимо направлять свет?

Cпециалисты предпочитают размещать источник основного света рядом с покупателем или так, чтобы вертикальный угол составлял менее 30°. При установке в ограниченном пространстве зала такое решение часто бывает вынужденным.

Но с уменьшением горизонтального и вертикального углов возникают следующие проблемы:

 

  • разрушается иллюзия глубины и объемности (что нежелательно, если только вы не используете этот эффект в качестве художественного приема;
  • повышается опасность того, что тени, формируемые основным светом, могут появиться на заднике витрины, непосредственно за изделием, т. е. там, где они менее всего желательны);

 

Добиться эффекта мягкого света при освещении прямыми источником сверху можно с помощью большого полупрозрачного рассеивающего экрана - тканевого или молочного акрилового пластика. Иногда для этих целей используют тонкое стекло с "молочным" эффектом. В особо исключительных случаях применяют специальные светоэкраны, например, фирмы Griffolyn или Dedotec (USA, Germany).

 

Задний свет

 

Задний свет используется для того, чтобы выделить объект за счет создания вокруг него светящегося ореола. Для заднего света можно использовать приборы меньшей мощности, чем для основного, так как приборы заднего света, как правило, располагают ближе к изделию, чем источники основного света. Кроме того, если объект имеет не очень большой размер, то увеличить интенсивность его освещения можно за счет фокусирования светового потока (или установкой вторичной оптики в случае светодиодного прибора).

 

Фоновый свет

Фоновая подсветка используется для освещения всей полки, она придает глубину витрине, а также выделяет объекты съемки на фоне подставок, подиумов, "шеек". (Помните, что задний свет предназначен для подсветки обратной стороны ювелирного изделия, а фоновый -- освещает витрину спереди!)

Контрастное освещение

Для фоновой подсветки можно применять любые источники света, в том числе LED, которые обеспечивают равномерное освещение ювелирных изделий и имеют достаточную мощность.

 

 

 

Неконтрастное освещение

Если на ювелирном изделии изобилуют мелкие детали или их поверхность обладает определенной текстурой (например различные фактуры у "капельное серебро"), то источник фонового освещения следует располагать с той же стороны от покупателя, что и источник основного, или направленного света.

 

Снижение соотношения яркостей основного и заполняющего света до 1:1 (интенсивность направленного света равна интенсивности заполняющего) позволит еще в большей степени усилить подобный эффект. Посмотрите на приведенные фотографии шкатулки, украшенной драгоценными камнями. Первая из них была сделана при низком соотношении интенсивностей основного и заполняющего света (неконтрастное освещение), а вторая - при высоком.

 

Выбор светильников из множественных (мульти) источников света расположенных в одной плоскости, даёт дополнительную игру света на гранях мелких камней, со всех просматриваемых ракурсов,  которая дополнительно "оживляет" восприятие ювелирного изделия: Много мелких граней - много источников света, крупная огранка  - 3 или более "крупных" источника света
Для поверхностей с текстурой (например различные фактуры у "капельного серебра" - не вид обработки серебра, а камень под названием марказит, лучистый колчедан, железо и сера. Невероятно волшебно выглядит и очень похож на настоящее серебро), источник фонового освещения следует располагать с той же стороны от покупателя, что и источник основного света

 

 

 

Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю. Б. Айзенберга. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Знак. 2006.— 972 с. скачать

При перепечатке материалов ссылка на UVEDREAM Rus обязательна

Продолжение следует

 

Светильники NEPHELLINE

LAST_UPDATED2
 
SiteHeart